Из Общественной палаты РФ: защита прав москвичей при сносе гаражей-стоянок

21 июля рабочая группа при Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности провела слушания, посвященные проблемам соблюдения и защиты прав граждан при сносе гаражей-стоянок в Москве.
Столь злободневная тема собрала более 300 представителей коллективов автостоянок, окружных отделений Региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» (РОО «МГСА») и Общественного движения «Союз защиты автовладельцев «Мотор».
В слушаниях приняли участие возглавляющий рабочую группу председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности А.В. Цветков, заместитель председателя рабочей группы, руководитель Центра социальной и правовой защиты Общероссийской организации «Офицеры России» С.А. Ермоленко, председатель РОО «МГСА» М.С. Рубинштейн и заместитель председателя РОО «МГСА» по перспективному развитию и строительству М.Н. Воротилкин, уполномоченный по правам человека в городе Москве Т.А. Потяева, председатель Общественного движения «Союз защиты автовладельцев «Мотор» О.В. Редина, заместитель руководителя исполкома Московского регионального отделения Общероссийской организации «Офицеры России» К.Л. Кутуев, представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы А.М. Головатюк и другие.
Планируем рассказать на нашем сайте о выступлениях участников слушаний.
Представляем первое из них – выступление председателя РОО «МГСА» М.С. Рубинштейна и внесенный на обсуждение представителем коллектива автостоянки №68 РОО «МГСА» проект рекомендаций слушаний.

____________________

Снос автостоянок: объяснения властей

Выступление председателя Региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» М.С. Рубинштейна..
Снос каждой автостоянки порождает проблемы для всех участвующих в нем сторон.
Власти города объясняют снос автостоянок тем, что они:
1. Неэффективно используют землю.
2. Портят облик города.
3. Не все платят за пользование землей.
Последняя претензия не касается автостоянок нашей Региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» (РОО «МГСА»), которые за землю платят всегда. У нас с этим строго.
Это основные претензии. Других не будем касаться, так как у них те же корни и цели.
Давайте разберемся: чем вызваны эти претензии?
Почему автостоянки неэффективно используют землю столицы?
Наверное, потому, что они плоскостные, а не многоярусные. Чтобы стать эффективными вместительными многоярусными гаражными комплексами им нужно соответствовать обязательным критериям, обладать ресурсами и получить разрешения властей на реконструкцию.
Мы провели анализ и выяснили: для строительства капитальных многоярусных гаражных комплексов пригодны только 18–19% из полутора тысяч автостоянок РОО «МГСА».
Остальные плоскостные автостоянки РОО «МГСА» созданы на территориях, малопригодных и непригодных для капитального строительства, таких, как свалки, овраги, заболоченные низины и прочие неудобья.
Москвичи-автомобилисты, получив эти участки земли, своими силами, за личные средства придали этим бросовым территориям, которые портили облик города, приемлемый внешний вид, благоустроили их и привели в состояние, удовлетворяющее всем техническим и иным требованиям к местам организованного хранения автомобилей.
По поводу автостоянок, пригодных для многоярусных гаражных комплексов, мы подали множество заявок на акты выбора земельных участков, которые позволили бы приступить к оформлению проектно-разрешительной документации на строительство. Но получили всего четыре акта. Только три из них будут реализованы, причем, в непомерно длительные сроки. Уже более трех лет согласовываются документы, которые должны быть согласованы за один год!
На остальные наши заявки с просьбами разрешить без привлечения бюджетных средств построить для членов РОО «МГСА» на плоскостных автостоянках капитальные многоярусные гаражные комплексы с ценами машиномест, равными их себестоимости, нам отказано без какой-либо аргументированной мотивации.
Таким образом, первая из перечисленных выше претензий, объясняющих снос, – «неэффективное использование земли под плоскостные автостоянки» – вызвана отказами власти пойти навстречу автомобилистам, желающим за свой счет с разумными затратами построить эффективные гаражные комплексы, которые максимально эффективно использовали бы участки городской земли.
Вторая претензия властей, которой они объясняют снос: автостоянки «портят облик города».
Все присутствующие прекрасно знают, какую работу проводят коллективы автостоянок, чтобы их внешний вид соответствовал требованиям властей, сколько указаний управ районов постоянно выполняют. То покрасить забор, то убрать прилегающую территорию, то произвести благоустройство вокруг автостоянки и т.д. Но все это полумеры. Нужны серьезная реконструкция, модернизация, которые кардинально изменят облик каждой автостоянки. Красивые ограждения, выездная группа – все должно выглядеть современно, эстетично.
Но! На реконструкцию, модернизацию нужны деньги и письменные разрешения исполнительной власти. А получить их практически невозможно.
Деньги в модернизацию автостоянок готовы вложить владельцы гаражей. Но им нужны гарантии этих инвестиций их личных средств – договоры аренды территорий автостоянок на пять или более лет.
А письменное разрешение исполнительной власти невозможно получить из-за риска чиновника потерять должность, а может быть, и более серьезных последствий, так как нет действующего договора аренды территории автостоянки, нет регламента на согласование проекта реконструкции. Много чего нет. Поэтому ни у одного чиновника нет желания «сунуть голову в петлю» ради благого дела.
Формально правовые вопросы предоставления территорий для плоскостных автостоянок решены постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 №636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Но данное постановление фактически «мертво». Им установлено, что основанием для предоставления земельных участков под плоскостные парковки является их включение в утверждаемую Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы схему размещения плоскостных парковок.
Но этой схемы до сих пор нет, поэтому нельзя оформить договор на аренду земли для автостоянки. А без договора нельзя получить разрешение на ее реконструкцию.
Этот тупик создан недоработками чиновников.
А страдают автомобилисты.
Вопреки любым аргументам автостоянки сносят, объясняя автомобилистам: дескать, сами виноваты в том, что ваши гаражи «некрасивые».
Третья претензия – «неплатежи за использование земли».
Подчеркну: мы – РОО «МГСА» – самая большая из общественных организаций автомобилистов Москвы – платим всегда до последнего дня пользования землей, будь то арендная плата по давно просроченному договору аренды (с соблюдением ст. 621 ГК РФ) или налог, который платят те, у кого договора нет. Таковы требования законодательства, и мы их выполняем.
Выплата налога вызывает вопросы. В свое время мы задали их налоговой инспекции и получили письмо, в котором указано: если нет договора, за использование земли надо платить налог. Поэтому мы его платим.
Наверное, в Москве есть стоянки, использование территорий которых не оплачивается.
Но почему сносят все автостоянки без разбора, в том числе те, коллективы которых сполна оплачивают пользование землей?!
Любая организация, будь то общественная или ГСК, всегда будет платить за землю при наличии договора аренды те суммы, которые установит городская власть.
Причем, суммы платежей общественников не отличаются от коммерсантов.
Но мы видим тенденцию – земли, занятые автостоянками общественных организаций автомобилистов, передать коммерсантам.
А чем они лучше общественных организаций автомобилистов?
Наверное, с них можно что-то взять?
А с нас – общественников – взять нечего. Члены нашей некоммерческой общественной организации автомобилистов оплачивают эксплуатационные расходы по их себестоимости, поэтому у наших автостоянок нет лишних денег на «откаты».
Видимо, из-за этого у нас хотят отобрать земельные участки и передать коммерческим структурам.
Уже более пяти лет бюджет города недобирает арендные платежи из-за того, что с расторжением договоров аренды территорий наших автостоянок закрыты их финансово-лицевые счета. Но движения навстречу просьбам автомобилистов, к заключению хотя бы краткосрочных договоров аренды на 11 месяцев 28 дней нет.
Почему?
Надеюсь, ответ на этот вопрос мы получим по результатам нашей совместной работы, в том числе этих общественных слушаний.
Мы также надеемся на положительные результаты деятельности рабочей группы при Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности, в которую входят представители РОО «МГСА», нацеленной на решение проблем, вызванных сносом автостоянок, защиту прав и интересов автомобилистов и их общественных организаций.
Спасибо, за внимание!
___________________

РЕКОМЕНДАЦИИ
слушаний по проблемам соблюдения и защиты прав граждан при сносе
гаражей-стоянок в Москве

(Проект, внесенный на обсуждение
представителем автостоянки №68 РОО «МГСА»)

Участники слушаний, обсудив проблемы сноса автостоянок в Москве и развития гаражно-стояночного хозяйства города, отмечают:

МАСШТАБ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Нарастание дефицита мест хранения личного автотранспорта, ускоряемое сносом автостоянок общественных организаций автомобилистов, стало острой социально-экономической проблемой, чреватой снижением качества жизни москвичей, ростом экономических потерь и нарастанием социальной напряженности.
Масштаб и социальное значение этой проблемы определяется тем, что количество личных автомобилей в Москве превысило число московских семей. Поэтому обостряющийся дефицит мест хранения личного автотранспорта наносит возрастающий вред большинству жителей столицы.
Московская практика доказала справедливость выводов европейского и мирового опыта: от гаражей зависят не только транспортные проблемы, но и экономика, и социальная сфера города, его развитие или упадок. Нехватка гаражей ведет к пробкам, они – к перебоям и застою хозяйственной жизни, ограничению развития и расстройству экономики города, вызывает нарастание негативных социально-экономических, транспортных экологических, бытовых и других последствий, экономических потерь и обострение социальных проблем.
Эти последствия гаражного дефицита москвичи все острее ощущают на себе. Одна из его причин – значительно превышающий объемы ввода гаражей массовый снос автостоянок общественных организаций автомобилистов, именуемый общественностью и прессой «гаражными войнами». Их результаты вопиющи.

РАЗГРОМНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «ГАРАЖНЫХ ВОЙН»

Москвичи и общественные организации автомобилистов создали 2,2 млн мест хранения личных автомобилей (1,5 млн гаражей и 0,7 млн металлических тентов). Их низкие стоимость и эксплуатационные расходы доступны всем, в том числе инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям.
Государство не потратило на эти места хранения автомобилей ни копейки.
Большую их часть власти снесли. Объявили спасением от гаражного дефицита многоуровневые паркинги, главным земельным ресурсом для них – территории автостоянок общественных организаций. И потратили на снос автостоянок и строительство многоуровневых паркингов десятки миллиардов из бюджета.
В итоге, число мест хранения личных автомобилей уменьшилось в 1,8 раза, их осталось около 1,2 млн. Сверхвысокие цены – до 6–7 млн. рублей – недоступны абсолютному большинству жителей.
Обеспеченность москвичей местами хранения автомобилей упала в 3 раза. Их осталось почти в 4 раза меньше зарегистрированных в Москве автомашин. Соответственно выросла интенсивность эксплуатации личного автотранспорта.
Власти призывают москвичей пересесть на общественный транспорт, но сносом гаражных стоянок вынуждают эксплуатировать личные автомобили более интенсивно.
Ставка на многоуровневые паркинги потерпела крах. Как выяснил Следственный комитет и сообщили СМИ, «Народный гараж» оказался коррупционной бездной».
Власти не выполнили ни одну из программ гаражного строительства и вопреки здравой логике, требующей сохранять оставшиеся гаражи, продолжают сносом стоянок общественных организаций автомобилистов обострять гаражный дефицит.

ГОСПРОГРАММА: ОБОСТРЕНИЕ ГАРАЖНОГО ДЕФИЦИТА до 2020 г.

Дальнейшее резкое обострение нехватки гаражей запланировано Государственной программой г.Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг. и на перспективу до 2020 г., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 №408-ПП.
За 4 года Госпрограмму приняли и изменили 7 раз. Но и седьмая редакция от 28.04.2015 содержит противоречия, взаимоисключающие числа и прогнозы.
Среднегодовой ввод мест хранения и парковки автомобилей упал в 4,5 раза – с 300 тыс. в первой редакции (около 1,5 млн. за 5 лет – 2012–2016 гг.) до 66,7 тыс. (свыше 600 тысяч за 9 лет – 2012–2020 гг.).
Объемы строительства гаражей упали в 2,6 раза – с 67 тыс. машиномест за 5 лет в первой редакции до 25,84 тыс. за 9 лет (2012–2020 гг.) в седьмой. На 2016–2020 гг. их ввод не предусмотрен.
Исчезли из Госпрограммы 300 тыс. мест организованного хранения автомобилей на внутридворовых и междомовых стоянках, которые были в первой редакции.
В целом, показатели ввода гаражных, внутридворовых и междомовых мест хранения автомобилей упали в 14,2 раза – с 367 тыс. до 25,84 тыс.
А темпы автомобилизации России и мировой опыт требуют их повышать. Если прирост остановится на среднеевропейском показателе – на 1000 жителей 500–550 автомобилей, их число в Москве за время реализации Госпрограммы число может вырасти на 4,7–5,4 млн. Но специалисты считают, что насыщение авторынка достигнет предела при 800–850 машин на 1000 человек.
Правительство Москвы обещает прогнозом конечных результатов подпрограммы «Создание единого парковочного пространства»: «доведение обеспеченности населения города местами хранения автомобильного транспорта до 70%».
Но цифрами ввода мест хранения автомобилей, многократно меньшими, чем прирост личного автотранспорта, показывает, что не намерено выполнять свое обещание и запланировало резкое обострение гаражного дефицита.
Даже при указанном в Госпрограмме нереально низком приросте числа автомобилей – 4% в год к концу ее реализации в Москве будет свыше 5,6 млн. машин, из них около 5,2 млн. легковых. Чтобы выполнить обещание Правительства Москвы, нужно ввести свыше 2,4 млн. мест хранения. Но их ввод, не покрывает и малой части прироста автомобилей. Поэтому, даже если задачи Госпрограммы будут выполнены, обеспеченность местами их хранения упадет с 25–27% до 15–18%.
Если не будет уничтожена ни одна гаражная автостоянка. Но их сносят. А в Госпрограмме это уничтожение гаражного фонда, которое резко обостряет дефицит мест хранения автомобилей, не указано и не учтено.
Это противоречие Госпрограммы указывает на неэффективность управления гаражно-парковочной сферой и подрывает доверие общественности к решениям Правительства Москвы о ее развитии и правовом регулировании.
Причина в том, что Госпрограмма, непосредственно касающаяся прав и интересов москвичей, определяющая и условия и качество их жизни, разработана и изменяется без публичных обсуждений, без участия общественности.

УГРОЗА ПОЛНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ АВТОСТОЯНОК
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АВТОМОБИЛИСТОВ
РАДИ БИЗНЕСА

Обострение дефицита гаражей привело к расцвету нелегального парковочного бизнеса, который невозможен без покровительства чиновников.
Плата за места на нелегальных парковках в 7–10 раз выше, чем за эксплуатацию гаражей законных автостоянок общественных организаций автомобилистов, которые приносят больше пользы москвичам по десятикратно меньшим ценам, поэтому заполнены под завязку, а нелегальные парковки полупустые.
Автостоянки общественных организаций автомобилистов приносят государству, бюджету Москвы доходы, не меньшие, чем коммерческие парковки и другие арендаторы земли, а нелегальные парковки не дают государству ни копейки.
Но стоянки общественных организаций автомобилистов лишают договоров аренды и уничтожают, а нелегальные парковки решили сохранить и легализовать.
Правительство Москвы приняло решения, противоположные интересам москвичей, которые могут довести «гаражные войны» до полного уничтожения автостоянок общественных организаций автомобилистов.
Их снос объясняли отсутствием свободной земли, объявляли спасением многоуровневые паркинги. Но уменьшив обеспеченность москвичей местами хранения автомашин в 3 раза массовым уничтожением автостоянок, власти отказались от многоэтажных паркингов и объявили, что свободная земля для плоскостных стоянок была и есть. Более 300 га отдадут коммерсантам под частные плоскостные парковки.
Бывший директор ГУП НИиПИ Генплана Москвы Генплана С.Б. Ткаченко, отметил, что места под частные парковки проектировали и раньше: «Мы закладывали сотни участков для них по всем административным округам».
То есть, утверждениями, что свободной земли для плоскостных автостоянок в городе нет, власти вводили москвичей в заблуждение.
По оценкам экспертов около 90% земли, которую власть решила передать коммерсантам под их стоянки, заняты нелегальными парковками, существование которых невозможно без патронажа чиновников. Руководитель Департамента городского имущества В.В. Ефимов пояснил: «Мы хотим этот бизнес, поскольку такие парковочные места пользуются спросом, перевести в легальное русло».
Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры М.С. Ликсутов сообщил, что часть платных стоянок «будет организована на месте парковок гаражных кооперативов».
По сути, это объявление о переделе гаражно-парковочного пространства в пользу бизнеса. У москвичей отнимут территории их автостоянок некоммерческих социально ориентированных общественных организаций автомобилистов с уничтожением гаражной собственности граждан и передадут их землю коммерсантам, чтобы те выдавливали сверхприбыли из карманов москвичей.
Это участие государственной власти в конкурентной борьбе за интересы бизнеса против граждан, их общественных организаций, населения Москвы.
Причина очевидна: бизнес не в состоянии конкурировать с автостоянками общественных организаций автомобилистов. Цена коммерческих гаражных и парковочных услуг многократно выше, а качество значительно ниже, чем на гаражных стоянках некоммерческих общественных организаций автомобилистов.
Но граждане и их гаражные автостоянки некоммерческих социально ориентированных общественных организаций автомобилистов имеют право на равные условия с бизнесом.

ПЕРЕДЕЛ ВО ИМЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

Передел гаражно-парковочного пространства изъятием территорий у общественных организаций автомобилистов для «Народного гаража», потерпевшего крах, уже привел к небывалому обострению гаражного дефицита и его негативных социально-экономических, транспортных, бытовых и других последствий.
Реализация объявленных решений не прибавит ни мест хранения автомобилей, ни копейки государству, так как автостоянки общественных организаций автомобилистов и частные парковки платят за аренду земли одинаково, и приведет к еще более стремительному нарастанию гаражного дефицита и тяжести его негативных последствий для Москвы и москвичей.
Но эти решения уже реализуются. СМИ сообщили: земельные участки, отберут у незаконных пользователей и отдадут коммерсантам, предпочтение отдадут участкам, где есть стоянки. А в «незаконные» власти превратили большинство из 1483 законных стоянок Московского городского союза автомобилистов, лишив их договоров аренды.
Решение, зафиксированное протоколом заседания Правительства Москвы от 14.04.2014 №4-27-53/4-2, подписанным мэром Москвы С.С.Собяниным, заместителями мэра Н.А.Сергуниной и М.С.Ликсутовым, сформировать схему размещения стоянок РОО «МГСА», чтобы пролонгировать договоры аренды их участков, Департамент транспорта во главе с М.С. Ликсутовым не выполняет. А подведомственное ему ГКУ («Администратор Московского парковочного пространства») «АМПП» силовыми методами изгоняет стоянки общественных организаций автомобилистов, захватывая их участки, там разворачивают платные парковки. Если гаражное машиноместо на стоянках РОО «МГСА» обходилось автовладельцу 700–800 рублей в месяц, то на платных парковках с его требуют 80 рублей в час – в 72–82 раза дороже.
Как пояснил руководитель Департамента городского имущества В.В. Ефимов, тарифы на частных парковках власть не намерена регулировать. На парковках, курируемых ГКУ АМПП, тариф – 100 рублей в час. На нелегальных – 3–10 тыс. в месяц. С их легализацией арендные и другие платежи поднимут плату в 2–3 раза. Предложивший идею сдачи 300 га под частные парковки сотрудник Департамента городского имущества А.В.Релин утверждает: город за 5 лет получит 33,6 млрд рублей за право выкупа аренды. Чтобы получить их с автовладельцев за 5 лет коммерсантам нужно увеличить плату за место минимум до 15–25 тыс. рублей в месяц – в 18–30 раз дороже, чем за эксплуатацию гаража на стоянках общественных организаций автомобилистов.
Государственные парковки тоже не спасут от взлета оплаты. С их передачей частным коммерческим управляющим компаниям те, даже если поначалу и ограничатся скромным тарифом, со временем взвинтят оплату до уровня частных парковок.
Желающих оплачивать места на парковках по сверхвысоким коммерческим тарифам будет очень мало, что обрекает идею получения доходов на крах.
Нормативно-правовая база платных парковок делает их использование бессмысленным для москвичей. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2014 №533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы» (ППЗТ) утверждены правила пользования ими. Согласно им парковки «не предназначены для хранения транспортных средств», охраны там не будет, лишь видеонаблюдение. А москвичам нужны охраняемые места хранения машин.
По правилам: «Риск угона и ущерба, причиненного транспортным средствам третьими лицами на ППЗТ, владельцы транспортных средств несут самостоятельно». Нет смысла платить, за то, чтобы для удобства грабителей оставлять машину в стороне от дома, когда во дворе под окнами риски угона и ущерба меньше.
Доходы бюджета от частных парковок сомнительны, а счет расходам начат. 17.09.2014 Департамент по конкурентной политике объявил конкурс на оборудование 57 стоянок, на них потратят до 918 млн рублей. Обустройство всех 300 га под парковки может стоить миллиарды и превысит доход бюджета от их передачи коммерсантам.
А автостоянки общественных организаций автомобилистов не стоят государству ни копейки и выполняют гаражно-парковочные функции лучше коммерческих с гораздо меньшими затратами граждан. Поэтому замена стоянок общественных организаций автомобилистов частными коммерческими противоречит интересам города и жителей, приведет к ущербу москвичам и бюджету, обострит нехватку мест хранения машин, ухудшит дорожную обстановку.
И откроет возможности для КОРРУПЦИИ, мздоимства и казнокрадства, которых нет в общественных организациях автомобилистов, действующих на некоммерческой, антикоррупционной основе.
Нет гарантий, что парковочная новация, не станет такой же коррупционной бездной, как «Народный гараж».
Но власть создает коммерсантам режим благоприятствования, а автостоянки общественных организаций автомобилистов обрекла на уничтожение. Это доказывают постановления Правительства Москвы и практика их реализации.

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА «ГАРАЖНЫХ ВОЙН»

Постановлением от 13.11.2012 №636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» Правительство Москвы исключило продление договоров аренды автостоянок общественных организаций автомобилистов тем, что ввело обязательные условия – предоставление участков в аренду только через торги и включение Схему размещения плоскостных парковок, утверждаемую Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы.
РОО «МГСА» лишили возможности выполнить эти условия, загнали в искусственно созданный тупик и лишили выхода из него.
По большому числу участков, занимаемых РОО «МГСА», торги не планируют и без них расторгнутые договоры аренды возобновлять отказываются. Но законы дают РОО «МГСА право на получение аренды без торгов, так как она является социально ориентированной некоммерческой организацией, которым статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» предоставлены преференции и право получения аренды вне конкурса и без него.
Вопреки этим законам власти предлагают РОО «МГСА» выигрывать тендеры.
Департамент транспорта лишил РОО «МГСА» возможности возобновлять договоры аренды отказами включить их в Схему размещения плоскостных парковок, не выполняет зафиксированное протоколом заседания Правительства Москвы от 14.04.2014 №4-27-53/4-2 решение сформировать Схему размещения плоскостных парковок РОО «МГСА», чтобы пролонгировать договоры аренды их участков.
Департамент городского имущества сообщил РОО «МГСА», что «в связи с истечением срока действия договоров аренды земельных участков, заключенных с РОО «МГСА» для эксплуатации плоскостных парковок, возможность внесения в них каких-либо изменений (в том числе в части пролонгации срока их действия на 1 год) статьями 610, 621 ГК РФ, 29 ЗК РФ не предусмотрена». Но эти статьи Гражданского кодекса гласят, что после истечения срока действия при отсутствии возражений сторон договоры аренды продолжают действовать как возобновленные на новый срок и не запрещают заключать новые договоры аренды.
В постановлении № 636-ПП сказано только о парковках, не упомянуты ни автостоянки, ни некапитальные гаражи, их размещение не урегулировано.
Лишением стоянок общественных организаций автомобилистов возможности включения в Схему размещения плоскостных парковок власти сделали, невозможным переоформление договоров аренды, чем обрекли автостоянки общественных организаций автомобилистов на полное уничтожение.
Правительство Москвы Положением об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденным постановлением от 31.05.2011 №234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» ранее ограничивало права окружных комиссий решениями о направлении в суд исков о признании построек самовольными. Но постановлением от 11.12.2013 №819-ПП внесло в Положение изменения, обязало комиссии принимать решения о демонтаже и (или) перемещении некапитальных объектов, которые превращают неразборные гаражные строения в металлолом, не подлежащий восстановлению, – уничтожают собственность граждан без решения суда.
Но статья 35 Конституции РФ запрещает уничтожать собственность без суда.
Положение, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 №614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» требует от префектур и управ демонтировать некапитальные постройки после прекращения действия документов, на основании которых они размещены, без суда. Вопреки ст.35 Конституции РФ, праву собственности демонтажем неразборных строений уничтожают автостоянок их без решения суда.
Этим Положением незаконно размещенными признаны объекты, установленные самовольно и законно, срок разрешений на размещение которых истек. Но в законах России нет незаконно размещенных объектов. Статья 222 Гражданского кодекса РФ «Самовольная постройка» признает ею созданную на участке, не отведенном для этих целей, без разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Поэтому незаконным самостроем не могут быть признаны гаражные стоянки, построенные законно, на отведенных властью для этого участках.
Нормативно-правовая база гаражно-парковочного пространства, непосредственно касающаяся прав, интересов москвичей, определяющая и условия и качество их жизни, как и Госпрограмма г. Москвы «Развитие транспортной системы» принята и изменяется без публичного обсуждения, без участия общественности.

ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
ДО ИЗБИЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ

В соответствии с указанными постановлениями Правительства Москвы власти уничтожают автостоянки РОО «МГСА» и других общественных организаций, в том числе без суда и без государственной нужды, используют государственные полномочия в целях, не имеющих ничего общего с интересами государства.
Москвичи и их общественные организации, наш Союз автомобилистов не раз заявляли, что политика властей в гаражной сфере противоречит интересам города и жителей, конституционным обязанностям государства по защите прав, свобод и интересов граждан, обращались в органы власти с просьбами и предложениями в защиту автомобилистов.
Но просьбы, предложения, протесты москвичей не встречают понимания.
Противостояние дошло до подавления силой попыток жителей защитить свою собственность разгромами автостоянок под прикрытием полиции, спецназа, до наезда бульдозером на автолюбителя, избиения граждан во дворе дома 11 по Краснохолмской набережной, после которого двое были госпитализированы, нападения частных охранников под руководством представителя власти на автостоянку №143 РОО «МГСА» и массовой драки, в которой пострадали 10 человек, в том числе группа телеканала РЕН-ТВ и член Общественной палаты РФ Д.А. Чугунов. Причем, автостоянку №143 громили без решения суда. Власть бросила на граждан «частную армию» после того, как они обратились в суд и просили подождать до его решения.

СКОЛЬКО МОГУТ ПЛАТИТЬ МОСКВИЧИ
ЗА ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ?

Крах программы «Народный гараж» из-за сверхвысоких цен машиномест и социальная напряженность, вызванная массовым сносом автостоянок для нее, должны были убедить власти в том, что главными критериями выбора путей обеспечения местами хранения автомобилей необходимо сделать мнения общественности и уровень доходов массовых потребителей гаражно-парковочных услуг. Прежде всего, выяснить: сколько могут и готовы платить москвичи за хранение их автомашин?
Практика убеждает, что абсолютное большинство москвичей:
– не станет платить за хранение их автомобилей больше, чем стоит страховка КАСКО, гарантирующая возмещение ущерба от угона и повреждения;
– не будет покупать места в паркингах, которые стоят дороже их машин.
Стоимость гаражей и плата за аренду машиномест должны соответствовать реальным возможностям граждан.
Места хранения большинство москвичей готовы покупать по ценам меньше стоимости их автомобилей, арендовать – дешевле КАСКО.
Тех, кто утверждает, что это невозможно, приглашаем на автостоянки некоммерческой социально ориентированной Региональной общественной организации «МГСА», где гаражи стоят значительно дешевле хранящихся в них недорогих автомобилей, а эксплуатационные расходы на содержание добротных охраняемых гаражных машиномест – 600–800 рублей
в несколько раз меньше стоимости КАСКО.
Они доступны всем, включая инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи.
Вопрос в том, на что нацелена политика городских властей в гаражно-парковочной сфере: на создание условий для сверхприбылей бизнеса из карманов москвичей или на соблюдение и защиту прав и интересов, удовлетворение нужд, сохранение условий и качества жизни граждан?

АЛЬТЕРНАТИВА:
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ
ИЛИ РАЗРУШЕНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Нынешняя альтернатива гаражно-парковочного пространства Москвы:
либо продолжение его разрушения коммерциализацией, которая непомерными стоимостью покупки машиномест и платой за их аренду оставит многоэтажные паркинги коммерческие парковки полупустыми, увеличит интенсивность эксплуатации автомобилей, перегрузку ими дворов, улиц и приблизит транспортный коллапс;
– либо выбор эффективных социально ориентированных путей развития, соответствующих реальным финансовым возможностям и потребностям московских автовладельцев.
Они долгие годы заявляют властям: финансовым возможностям и потребностям абсолютного большинства москвичей полнее всего отвечают автостоянки некоммерческих общественных организаций автомобилистов.
Но вместо приведения решений о развитии гаражно-парковочного пространства в соответствие с финансовыми возможностями и нуждами, интересами и мнениями москвичей выбран новый вариант его коммерциализации – платными коммерческими парковками, обреченными на крах, аналогичный краху «Народного гаража».
Власти обостряют противостояние и гаражно-парковочные проблемы, не используют опыт их решения общественными методами, противопоставили себя москвичами их общественным организациям, множат ряды обиженных и озлобленных гаражников. А оппозиционеры зовут их «на баррикады».

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ – В ПОДХОДЕ,
УКАЗАННОМ В.В. ПУТИНЫМ: «Нужно в целом в городе решать эту проблему, но сначала ее нужно решать, а потом чего-то там делать с отъемом этих гаражей. И то нельзя отнимать собственность – нужно с людьми договариваться, выкупать»

Выход из бедственного положения – в прекращении «гаражных войн» и объединении государственных и общественных сил.
Чтобы перейти от разрушения гаражно-парковочного пространства к его развитию необходимо привести рынок этих услуг в соответствие с уровнями доходов всех категорий их потребителей и создать равные возможности бизнесу и некоммерческим общественным организациям автомобилистов.
Гаражно-парковочные проблемы эффективнее всего решать в русле общественно-государственного партнерства путем создания и развертывания работы постоянно действующего совета из представителей всех заинтересованных сторон – органов власти и общественности.
Ключ к их решению гаражно-парковочных проблем – в подходе, который рекомендовал В.В. Путин в Санкт-Петербурге в 2011 г.: «Все, что происходит вне рамок действующего законодательства, должно быть пресечено… Нужно в целом в городе решать эту проблему, но сначала ее нужно решать, а потом чего-то там делать с отъемом этих гаражей. И то нельзя отнимать собственность – нужно с людьми договариваться, выкупать».
Страсти в Москве столь накалены, что для решения проблемы крайне необходима та же мера, которую во исполнение рекомендации В.В. Путина применил губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко – общий бессрочный мораторий на снос гаражей в городе до тех пор, пока власти, инвесторы и владельцы боксов не придут к компромиссу.
Прежде всего, – мораторий на снос тех автостоянок, в территориях которых нет государственной нужды, нет проектов их застройки или их реализация отложена из-за отсутствия финансирования.

УЧАСТНИКИ СЛУШАНИЙ РЕКОМЕНДУЮТ
(просят, предлагают)

Реализовать следующие меры улучшения взаимодействия органов власти и общественности в развитии гаражно-стояночного хозяйства Москвы, соблюдения и защиты прав, интересов москвичей и их социально ориентированных некоммерческих общественных организаций автомобилистов, создания механизмов бесконфликтного решения спорных вопросов сноса автостоянок:
I. Общественной палате РФ:
1. Поддержать данные рекомендации направлением предложений и ходатайств указанным ниже руководителям органов исполнительной власти города Москвы.
2. В том числе ходатайствовать перед мэром Москвы С.С. Собяниным:
– о реализации и защите прав и интересов москвичей путем предоставления социально ориентированным некоммерческим общественным организациям автомобилистов равных с коммерческими и государственными структурами возможностей сохранения и эксплуатации плоскостных автостоянок;
– об улучшении взаимодействия органов исполнительной власти Москвы и общественности созданием на базе РОО «МГСА» как самой крупной общественной организации автомобилистов Москвы постоянно действующего общественно-государственного Совета по проблемам гаражно-парковочного пространства с привлечением в его состав представителей всех заинтересованных органов государственной власти, общественных организаций автомобилистов и реализации других перечисленных ниже рекомендаций.
II. Мэру Москвы С.С. Собянину:
1. Предоставить социально ориентированным некоммерческим общественным организациям автомобилистов равные с коммерческими и государственными структурами возможностей сохранения и эксплуатации плоскостных парковок. С этой целью:
– принять решение – наравне с нелегальными плоскостными коммерческими парковками легализовать законно созданные автостоянки некоммерческих общественных организаций автомобилистов, которых лишили договоров аренды;
– запретить передачу территорий автостоянок общественных организаций автомобилистов коммерческим и иным структурам под плоскостные парковки;
– внести в нормативно-правовые акты и другие распорядительные документы, регламентирующие создание и функционирование гаражно-стояночных объектов, изменения и дополнения, которые обеспечат реализацию прав социально ориентированных некоммерческих общественных организаций автомобилистов, предоставленных законодательством России и Москвы, создадут общественным организациям автомобилистов равные с коммерческими и иными структурами возможности сохранения и эксплуатации плоскостных автостоянок.
2. Ввести мораторий на снос автостоянок РОО «МГСА» и других общественных организаций автомобилистов, прежде всего, тех, в территориях которых нет государственной нужды, нет проектов застройки или их реализация отложена, до окончания общественно-государственной экспертизы решений о сносе, оценки их обоснованности и социально-экономических, транспортных, экологических и других последствий реализации данных решений для жителей, района, административного округа, города, выработки заключений и рекомендаций по этим вопросам.
3. Добиться выполнения решения, зафиксированного протоколом заседания Правительства Москвы от 14.04.2014 №4-27-53/4-2, подписанным мэром Москвы С.С. Собяниным заместителями мэра Н.А. Сергуниной и М.С. Ликсутовым. С этой целью дать распоряжение Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы подготовить документы и включить все объекты гаражно-парковочного назначения РОО «МГСА» в Схему размещения плоскостных парковок.
4. Дать распоряжение Департаменту городского имущества г. Москвы заключить договоры аренды земельных участков, занимаемых объектами гаражно-парковочного назначения РОО «МГСА», на срок от пяти лет для предоставления их коллективам возможности реконструкции автостоянок собственными средствами, без привлечения бюджетных средств и получения ими гарантии на инвестиции в реконструкцию.
5. Принять решение о создании на базе РОО «МГСА» как самой крупной общественной организации автомобилистов Москвы постоянно действующего городского общественно-государственного совета по проблемам гаражно-парковочного пространства и его окружных отделений с привлечением в его состав представителей всех заинтересованных органов государственной власти и общественных организаций автомобилистов.
Вменить городскому общественно-государственному совету по гаражно-стояночным проблемам следующие обязанности:
5.1. Проведение общественно-государственных экспертиз принятых и разрабатываемых решений о сносе автостоянок общественных организаций автомобилистов для оценки их обоснованности, социально-экономических, транспортных, экологических и других последствий реализации данных решений для жителей, районов, САО и города, в целом, и выработка рекомендаций по данным вопросам.
5.2. Содействие разъяснительной работе органов исполнительной власти с коллективами предназначенных к сносу автостоянок и реализации прав и интересов владельцев гаражей.
5.3. Подготовка документов для включения объектов гаражно-парковочного назначения РОО «МГСА» и других общественных организаций в Схему размещения плоскостных парковок и их представление в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы.
5.4. Подготовка документов для заключения договоров аренды земельных участков, занимаемых гаражно-стояночными объектами РОО «МГСА» и других общественных организаций и их предоставление в Департамент городского имущества г.Москвы.
5.5. Определение совместно с Департаментом городского имущества г.Москвы оптимальных сроков договоров аренды территорий автостоянок РОО «МГСА» и другими общественными организациями автомобилистов, которые обеспечат их коллективам возможности реконструкции собственными средствами, без привлечения бюджетных средств и получения ими гарантии на инвестиции в реконструкцию.
5.6. Проведение инвентаризации гаражно-стояночных объектов РОО «МГСА» и других общественных организаций автомобилистов и содействие их регистрации.
5.7. Определение возможностей и задач по благоустройству и реконструкции объектов гаражно-парковочного назначения РОО «МГСА» и других общественных организаций автомобилистов силами и средствами коллективов этих организаций.
5.8. Разработка единых требований к оборудованию, эксплуатации и внешнему виду объектов гаражно-стояночного назначения.
5.9. Проведение общественных обсуждений проблем совершенствования гаражно-стояночных объектов, нормативно-правового обеспечения их решения и внесение рекомендаций в соответствующие органы исполнительной власти города.
5.10. Постоянный мониторинг гаражно-стояночных проблем, хода их решения и связанных с ними проблем защиты прав и интересов автомобилистов.
5.11. Подготовка по мере необходимости, но не реже двух раз в год публичных докладов о деятельности совета, состоянии и проблемах гаражно-стояночного пространства Москвы.
III. Руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы М.С. Ликсутову:
1. Поддержать и содействовать реализации данных рекомендаций, в том числе предложения о создании постоянно действующего общественно-государственный совета по проблемам гаражно-парковочного пространства и направить в его состав представителей Департамента.
2. Выполнить решение, зафиксированное протоколом заседания Правительства Москвы от 14.04.2014 №4-27-53/4-2, – совместно с РОО «МГСА» подготовить документы и включить все гаражно-парковочные объекты РОО «МГСА» в Схему размещения плоскостных парковок.
IV. Руководителю Департамента городского имущества г. Москвы В.В. Ефимову:
1. Поддержать и содействовать реализации данных рекомендаций, в том числе предложения о создании постоянно действующего общественно-государственный совета по проблемам гаражно-парковочного пространства и направить в его состав представителей Департамента.
2. Заключить договоры аренды земельных участков, занимаемых гаражно-парковочными объектами РОО «МГСА» и других общественных организаций на срок от пяти лет для предоставления их коллективам возможности реконструкции автостоянок собственными средствами без привлечения бюджетных средств и получения ими гарантии на инвестиции в реконструкцию.
V. Рабочей группе при Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности:
1. Направить рекомендации слушаний:
– мэру Москвы С.С. Собянину;
– руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы М.С. Ликсутову;
– руководителю Департамента и городского имущества г. Москвы В.В. Ефимову;
– в средства массовой информации;
– обнародовать в сети интернет.
2. С получением ответов обнародовать их, содействовать реализации принятых решений, инициировать постановку и публичное обсуждение нерешенных вопросов.
3. Содействовать созданию на базе РОО «МГСА» и развертыванию работы постоянно действующего общественно-государственного совета по гаражно-парковочным проблемам с привлечением в его состав представителей заинтересованных государственных органов и общественных организаций автомобилистов.
4. С целью анализа проблем сноса автостоянок, гаражно-стояночного хозяйства и выработки рекомендаций по их решению с участием общественных организаций автомобилистов:
4.1. Запросить касающиеся этих проблем информацию и документы у органов исполнительной власти и провести их анализ.
4.2. На примерах нескольких автостоянок, находящихся в типичных для Москвы обстоятельствах угрозы сноса, в том числе автостоянки № 68 РОО «МГСА» и других провести общественную экспертизу:
– причин расторжения договоров аренды их территорий;
– решений и действий органов исполнительной власти, нацеленных на снос;
– соблюдения прав, свобод и интересов граждан – владельцев гаражных боксов, коллективов автостоянок и общественных организаций автомобилистов;
– социально-экономических, транспортных, экологических, бытовых и других последствий сноса;
– причин, нормативно-правовых и организационных условий, порождающих конфликты, препятствующих достижению взаимопонимания органов власти и общественности, бесконфликтному решению спорных гаражно-стояночных вопросов.
5. По итогам анализа документов, полученных из органов власти, и общественной экспертизы примеров типичных для Москвы обстоятельств угрозы сноса автостоянок разработать заключения и рекомендации, обнародовать их и направить соответствующим органам власти, общественным организациям и в средства массовой информации.
6. Провести общественное обсуждение нормативно-правовой базы решения гаражно-парковочных проблем и сноса автостоянок с приглашением к участию в нем представителей органов власти и общественных организаций автомобилистов. Результаты обсуждения и рекомендации общественности обнародовать и направить в соответствующие органы исполнительной власти, общественные организации и средства массовой информации.
7. Совместно с общественными организациями автомобилистов организовать постоянный мониторинг проблем гаражно-стояночного хозяйства Москвы, сноса автостоянок и связанных с ними проблем защиты прав и интересов автомобилистов.
8. По мере необходимости, но не реже раза в год готовить, обнародовать и направлять в органы власти публичные доклады о деятельности рабочей группы, состоянии и проблемах гаражно-стояночного пространства Москвы.

Запись опубликована в рубрике гараж. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий